Система дополнительного образования Салехарда

Умей жить интересно: сборник учреждений культуры, спорта, молодежной политики и дополнительного образования детей. 

СКАЧАТЬ

Статистическая отчетность 

Отчет на 01.01.2013 года. г. Салехард. (СКАЧАТЬ)

Отчет на 01.01.2014 года. г. Салехард. (СКАЧАТЬ)

Отчет на 01.01.2015 года. г. Салехард. (СКАЧАТЬ)

Отчет на 01.01.2016 года. г. Салехард. (СКАЧАТЬ)

Отчет на 01.01.2017 года. г. Салехард. (СКАЧАТЬ)


 О модернизации программного «поля»  дополнительного образования в современных условиях

Государственной программой  «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы    поставлены задачи обеспечения равенства доступа к качественному дополнительному образованию разных категорий детей и обновления его содержания и технологий в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития [1].   Концепция развития дополнительного образования  детей рассматривает миссию дополнительного образования как открытого образования, обеспечивающего право человека  на развитие и свободный выбор  различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение  детей; ставит  задачи повышения  вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка; обновления его содержания  в соответствии  с интересами детей, потребностями семьи и общества [2].

Постановка данных задач  потребовала реформирования  программного поля дополнительного образования, разработки  дополнительных образовательных программ нового поколения, отвечающих современным запросам общества, государства, детей и их родителей.

Обеспечить решение данных целевых установок и поставленных задач возможно только  в случае успешной и эффективной работы  учреждения дополнительного образования  в целом и каждого педагога в отдельности над  созданием  дополнительных образовательных программ.  Федеральным Законом   «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 года  № 273 – ФЗ (как и предыдущим Законом  Российской  Федерации «Об образовании») разработка и утверждение образовательных программ  отнесены  к компетенции образовательной организации, поэтому данному вопросу   всегда уделялось особо пристальное внимание.  

 Проектирование  дополнительной образовательной программы, представляющей собой достаточно сложный  учебный и нормативный документ, является одной из наиболее  трудных задач, стоящих перед педагогом, и требует его высокой квалификации и опыта работы.       Данная  проблема   не раз была предметом обсуждения и анализа в профессиональном сообществе  педагогов дополнительного образования города. В целях   повышения профессиональной  компетентности педагогов дополнительного образования,  обучения их навыкам и умениям  программирования, муниципальной методической службой  города были  проведены  практико-ориентированные семинары по разработке программно-методического обеспечения: «Технология разработки дополнительной образовательной программы», «Требования к оформлению и содержанию  структурных  элементов  образовательной программы дополнительного образования детей»,     и др.  В рамках постоянно действующего семинара, в работе творческих групп рассматривались вопросы классификации дополнительных образовательных программ, технологии их проектирования и построения, учебно-методического обеспечения, мониторинга образовательных  результатов; современные требования к содержанию и оформлению.

Другой эффективной формой повышения профессионализма в данной сфере деятельности    являлись конкурсы,    направленные на совершенствование программно-методического обеспечения  дополнительного образования:      

конкурс дополнительных образовательных программ;    

конкурс  методических и дидактических  материалов;

конкурс   программно-методических комплексов дополнительного образования  детей;   

конкурс дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности, предназначенных для реализации в рамках  ФГОС;

конкурс    методических   материалов «Мониторинг образовательных результатов  в программах дополнительного образования детей»;     

конкурс дополнительных образовательных программ интенсивных школ.

В очной форме проводился конкурс педагогов  дополнительного образования  «Сердце отдаю детям»,  одним из этапов которого является выполнение задания «Защита дополнительной образовательной программы».   Также педагоги  дополнительного образования принимали участие в региональных и Всероссийских конкурсах дополнительных образовательных программ и  методических материалов.

В рамках муниципальной опытно-экспериментальной работы по теме «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования как условие обновление его содержания»  изучалась актуальная,   вызывающая наибольшие затруднения у педагогов  проблема мониторинга результатов реализации  образовательных программ.    

Все эти мероприятия позволили сформировать компетентность в  сфере  проектирования дополнительных образовательных программ и создать городской банк  программно-методических материалов.

В  настоящее  время  образовательный процесс в творческих, спортивных, технических, естественнонаучных объединениях   осуществляется  на основе  230  дополнительных образовательных программ различных направленностей, учитывающих    многоаспектные потребности и интересы детей и подростков. Традиционно, как и в  других  муниципальных образованиях,  на протяжении многих лет  преобладают программы художественной  и физкультурно-спортивной  направленностей.  Но в то же время в последние 2-3 года  произошли значительные изменения  в  программном обеспечении  дополнительного  образования, которые отражают  требования государственного и социального заказа.  

Выделяют несколько ключевых позиций,  по которым  необходимо осуществлять  реорганизацию программного обеспечения дополнительного образования [3].

             Позиция первая – диверсификация образовательных программ (увеличение их   разнообразия, расширение ассортимента дополнительных образовательных программ;   разработка программ по новым видам деятельности).

 Позиция вторая – качественное обновление содержания и условий  реализации программ  в соответствии с уровнем   развития современной  науки, техники, искусства и спорта.

 Позиция третья – расширение контингента детей, являющихся непосредственными адресатами образовательных практик (разработка программ  для    дошкольников, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-мигрантов).

Ряд  образовательных организаций  активно откликнулся на  требования времени, запросы  учащихся и их родителей.  Необходимость развития  детского технического творчества, конструкторской и изобретательской деятельности  потребовала  разработки соответствующих  дополнительных образовательных программ: «Легоконструирование», «Робототехника» и  т.п., которые реализуются сегодня во всех  школах. Внедряются программы  по таким  перспективным направлениям, как компьютерная графика, компьютерная анимация.

Улучшение  материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей,  приобретение  новой  техники  (картов, мотоциклов, горных велосипедов), туристического оборудования, современного оборудования для авимоделирования  в МБОУ ДОД  «Станция юных техников»  потребовало разработки новых дополнительных образовательных программ физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой и  технической направленностей, открытия новых объединений  «Механик картинга», «Мототехника»,  «Юный мотокроссник», «Горный велотуризм», «Устремленные в небо»,  что позволило значительно  увеличить количество детей старшего подросткового возраста в объединениях, в том числе детей группы «риска».  

Развивается одно из инновационных направлений в деятельности системы дополнительного образования – предметные интенсивные каникулярные школы для одаренных детей, в рамках которых  учащиеся  включаются  в   самостоятельную индивидуальную и командную работу, в современные формы деятельности и коммуникации, различные  практики,  направленные на успешную социализацию личности, на формирование предметных, метапредметных и личностных компетентностей.

Краткосрочные интенсивные программы естественнонаучной направленности  «Мир под микроскопом»,    «Ветеринария мелких домашних и экзотических животных»  направлены на популяризацию биологических знаний, основ научно-исследовательской и экспериментальной работы,  развитие  интеллектуальных способностей обучающихся.      Во время практических занятий учащиеся имеют возможность поработать на современном школьном лабораторном оборудовании, самостоятельно провести цифровую фото- и видеосъемку различных микроскопических объектов,  осуществить клинический осмотр животных.

В рамках программы  «Школы юных физиков»  старшеклассники на основе применения технологий интенсивного обучения в малых группах занимаются  проведением исследований в области физики. Финалом  таких школ являются   «турниры юных физиков»,  «физико-математические бои», в которых участники демонстрируют решение конкретных физических проблем, представляют структурированные доклады, защищают способы решения и    результаты, полученные  в полемике с оппонентами, делают рецензии на проведенные исследования.  

  В целом  участие в интенсивных школах способствует  развитию  исследовательских учащихся, их социальному,  личностному самоопределению, творческой  реализации.    Главным достижением интенсивных школ  является обеспечение «шага развития» как для детей, так и для взрослых; развитие творческого мышления, интеллектуальной активности, рефлексии, понимания.

 Разрабатываются и внедряются адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, способствующие социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями  здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.  Так в МБОУ ДОД   ЦДТ «Надежда»,  являющемся  региональной опорной площадкой социально-педагогической направленности в Ямало-Ненецком автономном округе, в 2014-2015 учебном году  реализуется 20 дополнительных индивидуальных общеразвивающих программ для   детей-инвалидов, которые разработаны    с  учетом  особенностей   каждого конкретного обучающегося.

 Также в этом учреждении разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа  для  детей-мигрантов, детей вынужденных переселенцев «Общение в новой культурной среде» с   целью оказания помощи   в социокультурной адаптации, в формировании коммуникативной компетенции и приобретении навыков   конструктивного   поведения в конфликтных ситуациях.    

Запросы на предоставление образовательных услуг  дошкольникам   удовлетворены путем  внедрения, помимо традиционных,   комплексной образовательной программы «Школа раннего развития «Росток» социально-педагогической направленности, которая предусматривает  участие родителей в занятиях и игровых программах  с детьми.

Еще одно направление деятельности, в которое активно включились учреждения дополнительного образования детей – это  взаимодействие с общеобразовательными организациями в целях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Анализ функционирования кружков  внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях показал, что интересы учащихся достаточно разнообразны, а  возможности школ в удовлетворении запросов детей и их родителей недостаточны, и в полной мере обеспечить организацию внеурочной деятельности  они не могут.  Именно педагоги дополнительного образования  играют  сегодня   значительную роль в обеспечении качества  внеурочной деятельности.   С 2011-2012 учебного года были заключены договоры  между общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования. Для реализации в рамках ФГОС НОО были разработаны  специальные краткосрочные дополнительные образовательные программы (36-72 часа), направленные на развитие личностных и метапредметных компетенций.   Предлагаемые  организациями дополнительного образования  программы  востребованы школами; интерес представляет их содержание, развивающий характер, ориентация на творческую и исследовательскую деятельность.  

Анализируя программное «поле» дополнительного образования  образовательных организаций города Салехарда, можно сделать следующие выводы:

– педагоги дополнительного образования  владеют технологией разработки дополнительных образовательных программ;

–  спектр дополнительных образовательных программ достаточно разнообразен и постоянно обновляется  с учетом  запросов детей и их родителей, инновационных направлений развития образования;

– осуществляется обновление содержания существующих дополнительных образовательных программ, форм и условий  их реализации;

–       основной  метод, используемый в работе – проектный;  который  позволяет создать вне школы модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на самостоятельное получение новых знаний и  активную исследовательскую деятельность, на творческую самореализацию личности учащегося;

– большинство дополнительных образовательных программ художественной, естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей     включают    национально-региональный  компонент; через изучение истории, природы,  культуры,   знакомство с   традициями – играми, песнями, танцами,   народными календарными и  семейными обрядами, ритуалами и праздниками  народностей, населяющих Ямал, происходит воспитание гражданственности и любви к Родине.

Таким образом, система дополнительного образования города Салехарда, обновляя и развивая свое содержание,  «создает  условия  для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации  в социально позитивных видах деятельности» [5].

В то же время, констатируя   позитивные достижения в системе дополнительного образования города, мы не  можем не отметить те  ключевые  направления дальнейшей модернизации программного обеспечения дополнительного   образования,  которые   определены в  Концепции развития дополнительного образования,   и  которые нам предстоит осваивать:

  • расширение партнерского взаимодействия  с общественными организациями и другими социальными партнерами,  привлечение  к  разработке и реализации программ талантливых  специалистов из других сфер: искусства, техники, экономики (программы   интенсивных школ, реализуемых в каникулярное время – биология, ветеринария, экономика, тележурналистика, предпринимательская деятельность и др.);
  • осуществление взаимодействия с музеями, центрами культуры, библиотеками, детской больницей, ветеринарной клиникой,  торговыми и промышленными  учреждениями, научно-исследовательскими организациями, средствами массовой информации, с целью  предоставления возможностей реализации дополнительных  образовательных программ на их площадках;
  • осуществление  дополнительного образования «на заказ» - разрабатывать и предлагать к реализации инновационные проекты, индивидуальные проекты, программы новых дисциплин,   игровые, досуговые, оздоровительные программы и проекты на время каникул, ремесленные мастерские выходного дня и т.п.;
  • разработка информационно-образовательных  услуг/продукции для  социальной сети информального образования.  

Литература

  1. Государственная  программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148 [Электронный ресурс] // Консультант плюс, - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
  2. Концепция развития дополнительного образования  детей: распоряжение Правительства РФ от 04 сентября  2014 г. № 1726 [Электронный ресурс] // Консультант плюс, - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
  3. Кленова Н.В. О возможных направлениях модернизации программного «поля»  учреждений ДОД//Дополнительное образование и воспитание. – 2013. № 7. – С. 3 – 9.
  4. Логинова Л.Г.  К проблеме  модернизации дополнительного образования детей//Дополнительное образование и воспитание. – 2013. № 4. – С. 35 – 36.
  5. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы: указ Президента РФ от  1 июня 2012 года  № 761 [Электронный ресурс] // сайт Президента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/15530

Дополнительное образование системы образования города Салехарда. 

СКАЧАТЬ

начальника департамента образования - М.Б. Ныкышова

Приём по личным вопросам: понедельник с 15.00 до 17.00 по адресу: г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.205

Календарь событий

stupeni

Это важно

trzaoo s

trzaoo s

С 17 октября 2011 года Минобрнауки России совместно с ООО "Всероссийское педагогическое собрание" организует телефонную "горячую линию" для граждан Российской Федерации по вопросам выплаты заработной платы учителям общеобразовательных учреждений по телефону:

8 (499) 152-67-61

Также свои вопросы Вы можете задать по телефону региональной “горячей линии” -

8 (800) 300-00-80

(звонок бесплатный)

perevoz 

histrf

zdorov

prot_kor

ouprs

dpiszs

dtd ani

dpiszs

legal work

legal work

legal work

В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях в департаменте образования Ямало-Ненецком автономного округа продолжает работу региональная «горячая линия»:

8 (800) 300-00-80

(звонок бесплатный)

Муниципальная «горячая линия»:

8 (34922) 3-22-80