Версия для слабовидящих

Информация о погоде предоставлена Ямало-Ненецким центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Подписаться на рассылку telegram информация о погоде

Pogoda 2023_5

logotip-03

e-uslugit

roditelym

Personal Information_1

Personal data_children_1



Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой  аттестации по информатике

Рассохина Светлана Григорьевна,учитель информатики

МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Салехард

 

Вот уже несколько лет подряд основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень усвоения федерального государственного образовательного стандарта. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

       Базовый уровень изучения  информатики  не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний для  формирования умений  решать задачи по информатике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  информатику  на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.

Значит, долг учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ЕГЭ. Начинать подготовку учащихся к ЕГЭ необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ЕГЭ по физике является последний год обучения. Именно этот период подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике отражен в данной статье в большей мере, представлена моя система работы по трем направлениям:

•          Работа по самообразованию и методическая работа учителя;

•          Работа с учащимися;

•          Работа с родителями.

Работа по самообразованию и методическая работа

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетенции. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи учащимися ЕГЭ. Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя.

1. Именно,  поэтому я внимательно изучаю нормативно-правовые, инструктивные, рекомендательные документы, касающиеся организации и проведения ЕГЭ.

2.Активно участвую в работе  методических объединений, творческих группах ШМО и ГМО.

3.Занимаюсь исследовательской, инновационной деятельностью, использую элементы  педагогических технологий.

5.Активно участвую в педагогических конкурсах и фестивалях.

6. Транслирую  и распространяю  собственный педагогический опыт через свой персональный сайт,  различные образовательные сайты: видеоуроки, Сеть творческих учителей, 1 сентября и др.

7. Накапливаю в кабинете информатики  дидактически          , наглядный, раздаточный материал, соответствующий  КИМам ЕГЭ.

8. Веду диагностику и мониторинг  по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕГЭ .

Работа с учащимися

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать задачи на программирование. Здесь нет готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, хорошо развитая логика мышления. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных  преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.

Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.

Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:

  • Широкое информирование учащихся о порядке проведения ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
  • Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;
  • Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на занятиях кружка;
  • Организация подготовки учащихся к ЕГЭ через работу  факультатива;
  • Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках недели науки в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;
  • Организация тестирования учащихся в формате ЕГЭ по материалам РЦМКО и школы (пробные испытания);
  • Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач группы С;
  • Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;
  • Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ЕГЭ.

Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования, результаты пробных испытаний, результаты участия в районных и республиканских олимпиадах и научно-практических конференциях и т. д.

Чтобы учитель владел картиной готовности к ЕГЭ каждого учащегося и мог выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике. Целесообразно ведение диагностики и мониторинга по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Для подготовки учащихся я провожу следующие мероприятия:

  1. Дополнительные (факультативные )занятия, занятия-консультации, занятия по решению задач на программирование с учителем-предметником в течение года.
  2. Организация учебной деятельности на уроках.
  3. Домашнее задание по принципу «массив заданий».
  4. Работа в системе СтатГрад Московского института открытого образования.
  5. Курс интенсивной подготовки.

Остановлюсь подробнее на содержании каждого мероприятия.

Дополнительные (факультативные) занятия, занятия-консультации, занятия по решению задач на программирование с учителем-предметником в течение года

Многим учащимся иногда трудно понять до конца материал темы на уроке. Тому есть много причин. Бывает, что пробелы в знаниях появляются, например, вследствие пропусков занятий из-за болезни, поэтому учащемуся важно иметь возможность прояснить сложные моменты, узнать все из первых рук, но уже в более неформальной обстановке, после уроков. Для представления ученикам этой возможности и должны быть организованы дополнительные занятия-консультации. На консультациях часть времени отводится на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящена отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий части А.

Занятия решения задач по программированию рекомендую проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.

Организация учебной деятельности на уроках

Для ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий частей А и В,  обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса необходимо уделять 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. При этом работа учащихся организовывается следующим образом: для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. Такая организация работы при ее систематическом проведении дает ощутимые результаты.

Домашнее задание по принципу «массив заданий»

С целью систематизации и обобщения знаний ученикам предлагают специальные тематические разноуровневые домашние задания. При этом обязательно даю рекомендации по решению заданий, сообщаю о сроках их выполнения (от двух до трех недель). Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку учителю. Я анализирую результаты, сообщаю их каждому учащемуся и его родителям, выставляя результаты на персональном сайте или через электронную почту «Сетевой город. Образование» . Предлагаемые задания должны быть разноуровневыми и разнотипными, а их решения построенными и аргументированными. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся.

Работа в системе СтатГрад Московского института открытого образования

Тренировочные работы – очень важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.

 

 

 

Курс интенсивной подготовки

Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. Причин и поводов для этого бывает достаточно это и запоздалое осознание учеником того, что экзамены грядут, и обнаружение пробелов в знаниях в результате проведения очередной диагностической работы, и растерянность, неорганизованность и т. п.

В этом случае два, и даже три раза в неделю должны проводиться консультации, на которых с учащимися прорабатываются «основные» задания. На курсах интенсивной подготовки проводятся занятия таким образом: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала.

Работа с родителями

            Самообразовательная и методическая работа учителя,  работа с учащимися по подготовке к итоговой аттестации – основная часть всего периода подготовки к ЕГЭ. Но есть и другая не менее важная миссия у учителя выпускного класса. Это работа с родителями, администрацией школы.

            Работа с родителями предполагает выступление учителя-предметника на родительских собраниях старшеклассников с целью информированности родителей о порядке и сроках проведения ЕГЭ. А также о ходе подготовки к итоговой аттестации.

Необходимо объяснить родителям о создании домашней атмосферы, и даже о том, что домашнее меню должно несколько отличаться от обычного в дни сдачи ребенком выпускных экзаменов. Самое главное, на мой взгляд, в работе с родителями – постараться убедить их принять результаты ЕГЭ ребенка какими бы они не были.

            Согласованность действий учителя – предметника и администрации образовательного учреждения – это еще одна слагающая успеха в достижении общей цели – получение желаемых результатов выпускных экзаменов.

Современный старшеклассник относится к ЕГЭ как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами  свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.  Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ  во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс  подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку. 

начальник департамента образования

Приём по личным вопросам: вторник с 16.00 до 18.00 по адресу:629007, г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.205, тел. 3-21-45

vktelegram odnoklassniki

goryachaya liniya_08_12_2023_1

vopros otvet

trzaoo s

trzado s

licey

Banner 2023