Версия для слабовидящих

Информация о погоде предоставлена Ямало-Ненецким центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Подписаться на рассылку telegram информация о погоде

Pogoda 2023_5

logotip-03

e-uslugit

roditelym

Personal Information_1

Personal data_children_1



Приложение

к приказу департамента образования

Администрации г. Салехарда

от 14 апреля 2009 года № 328- о

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

о  программах дополнительного образования детей

(дополнительных образовательных программах),  порядке их рассмотрения

и утверждения   в муниципальных образовательных учреждениях

 

1. Общие положения

Согласно  Закону РФ  «Об образовании» (п.5 ст. 14)  содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой,  разрабатываемой, принимаемой и реализуемой  образовательным  учреждением самостоятельно.

Программа дополнительного образования детей – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументированно, в логической последовательности, определяются цели, ценности образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной творческой  деятельности детей и взрослых.

Программы дополнительного образования детей разрабатываются и принимаются к реализации образовательными учреждениями  с учетом следующих  характерологических свойств дополнительного образования детей:

1) предоставление   ребенку преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет свободы выбора образовательной области, образовательной программы, объема учебного материала и темпа его освоения;

2)  отсутствие образовательных стандартов (содержание дополнительного образования определяется в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека);

3)  соответствие выявляемым на системной основе образовательным интересам и запросам детей;

4)  направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, ее образовательной активности;

5)  деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребенка, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности;

6)  отсутствие  сравнения  достижений одного ребенка с достижениями другого;

7)  оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;

8)  сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися.

 

Программы дополнительного образования детей   реализуются:

1) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

2) в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными,  и в иных учреждениях и организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Программы дополнительного образования детей должны соответствовать закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г.№3266-1 (в последующих редакциях), Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей,  утвержденному  постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №233 (с замечаниями и дополнениями), Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям) СанПиН 2.4.4. 1251-03»,  введенным 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 года №27, Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844.

В образовательных учреждениях могут  реализовываться  следующие типы программ дополнительного образования детей:

1)      примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной  по  конкретной  образовательной области или направлению деятельности;

2)      модифицированная (адаптированная) программа –  измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;

3)      экспериментальная программа  – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;

4)      авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно  новизной;    программа преподавания нового учебного курса (предмета)   или новая образовательная концепция  изучаемых ранее предметов.

 

2. Функции  программ дополнительного образования детей

Образовательная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области  и направленности  она относится, выполняет следующие функции:

1)      нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

2)      целеполагания – определяет ценности и цели,  для  достижения которых она  разработана;

3)      определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;

4)      процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

5)      оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности  и личностного развития обучающихся.

 

3.  Цели и задачи   программ дополнительного образования детей

Целями и задачами  программ дополнительного образования детей является  обеспечение обучения, воспитания, развития.

1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.

2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

3) Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.;  формирование  потребности в самопознании, саморазвитии.

 

4. Содержание программ дополнительного образования детей

Содержание программ дополнительного образования детей должно соответствовать:

  • достижениям мировой  культуры, российским традициям,  культурно-национальным особенностям регионов;
  • определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • направленностям  программ дополнительного образования детей (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической,  естественно-научной и др.);
  • современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание  программ дополнительного образования детей должно быть направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству;  обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;  профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой  и отечественной культур;  интеллектуальное  и духовное развитие личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

 

5. Структура    программ   дополнительного  образования детей:

Программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы:

1) Титульный лист включает  наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта; год разработки дополнительной образовательной программы.

2) Пояснительная записка раскрывает направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность,  цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесс, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3) Учебно-тематический план  программы дополнительного образования детей включает  перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4) Содержание программы дополнительного образования детей раскрывается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5) Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей    включает в себя  обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематику опытнической или исследовательской работы и т.д.

6) Список использованной литературы.

 

6. Права разработчика  программы дополнительного образования детей

Разработчик программы дополнительного образования детей самостоятельно определяет:

1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ ДОД;

2) образовательную область и содержание  дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных  разделов (тем);  последовательность их изучения  и количество часов на освоение, с разбивкой  на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;

3)  состав обучающихся по  программе (по возрасту, по уровню развития и др.);

4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам;   возможности использования  информационно-коммуникационных  технологий;

5)  ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.

Программа дополнительного образования детей должна  быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент корректировки программы разработчик фиксирует  в пояснительной записке или механизме ее реализации.

 

7.  Ответственность

В соответствии с Типовым  положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей  (раздел 1, п.8)  учреждение несет ответственность «за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами и  качество реализуемых образовательных программ».

1)  Педагог – разработчик программы несет ответственность за качество и полноту реализации образовательной программы дополнительного образования детей; объективность контроля учебных достижений обучающихся.

2) Руководитель методического объединения  несет ответственность за качество проведения экспертизы образовательной программы дополнительного образования детей.

3) Председатель научно-методического совета несет ответственность за качество проверки проведения экспертизы и прохождение согласования  образовательной программы дополнительного образования детей.

 

8. Порядок рассмотрения и утверждения  программы дополнительного образования детей

1)  Руководитель методического объединения (методист) пишет экспертное заключение (рецензию)  на программу дополнительного образования детей.

2)  Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы и Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844.

3) По итогам экспертизы методического объединения программа дополнительного образования детей проходит согласование на научно-методическом совете образовательного учреждения.

4)  Утверждение программы дополнительного образования детей осуществляет директор образовательного учреждения с изданием соответствующего приказа.

5) Экспериментальная программа дополнительного образования детей, прошедшая внутреннюю экспертизу,  утверждается директором учреждения  и  передается в городской Экспертный совет, который рассматривает   возможность  утверждения   ее  в статусе  авторской.

начальник департамента образования

Приём по личным вопросам: вторник с 16.00 до 18.00 по адресу:629007, г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.205, тел. 3-21-45

vktelegram odnoklassniki

goryachaya liniya_08_12_2023_1

vopros otvet

trzaoo s

trzado s

licey

Banner 2023

Letnii lager