7 актуальных вопросов о ФГОС основного общего образования

В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Мы предлагаем для сравнения двух поколений стандартов (ФГОС и государственные образовательный стандарт 2004 г.) следующую таблицу:

ГОС 2004 г.

ФГОС

Структура

Компоненты:

  • Федеральный
  • Региональный
  • Школьный

Система требований:

  • К структуре основной образовательной программы (ООП)
  • К результатам освоения ООП
  • К условиям реализации ООП

Основные цели

Освоение обязательного минимума содержания образования

Достижение результатов: личностных, метапредметных, предметных

Основные направления реализации

  • Личностная ориентация
  • Деятельностный характер
  • Усиление воспитательного потенциала
  • Формирование ключевых компетенций
  • Системно-деятельностный подход
  • Формирование универсальных учебных действий (УУД)
  • Обязательное участие в проектной деятельности

Результаты освоения

  • Зафиксированы в требованиях к уровню подготовки выпускников как результаты освоения обязательного минимума (исключительно предметные)
  • Заданы в деятельностной форме («знать», «уметь» и т.д.)
  • Служат основой разработки материалов контрольных и экзаменационных работ
  • Представлены в разделе «Требования к результатам освоения ООП» для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных
  • Дифференцированы по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»
  • Являются основой не только для оценки учащихся, но и педагогов, образовательных учреждений и системы образования в целом

Итоговая аттестация

Проводится на основе содержания, включённого в обязательный минимум

Подлежат оценке достижение планируемых  метапредметных и предметных результатов

Какие первоочередные задачи необходимо решить образовательному учреждению при введении ФГОС основной школы?

Мы рекомендуем прежде всего обратить внимание на решение следующих проблем:

  • Ø подготовка всего педагогического коллектива к введению ФГОС ООО. Если при переходе на стандарт начальной школы были задействованы одновременно лишь несколько учителей (от 1 до 6), то на ФГОС ООО переходит сразу большое количество педагогов, работающих в 5 классе. Важно, чтобы каждый учитель понимал особенности работы в новых условиях, чтобы коллектив школы действовал согласованно;
  • Ø изучение условий реализации основной образовательной программы (ООП), прописанных в стандарте, и сравнение их с условиями обучения в ОУ. Необходимо составить перспективную «Дорожную карту» создания условий реализации ООП внутри ОУ: выявить «болевые точки» и спрогнозировать развитие условий;
  • Ø изучение и выбор УМК, позволяющих в полной мере реализовать в учебном процессе новшества, вводимые ФГОС. Это касается как метода изучения предмета (деятельностный подход, самообучение, участие в проектной деятельности, достижение метапредметных и личностных результатов), так и подходов к оценке (оценка метапредметных результатов, самооценка). Здесь учителю важно отойти от стереотипов (привычный учебник), сделав выбор в пользу учебника-помощника в организации учебной деятельности, получении и отслеживании всех видов результатов;
  • Ø разработка основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ООП). В этот процесс также необходимо включить весь коллектив, так как многие положения данного документа (например, программы формирования УУД и проектной деятельности, система тематических планируемых результатов, система внутришкольной оценки, система условий реализации программы и др.) регламентируют деятельность каждого педагога в ОУ. Именно в ходе разработки ООП нужно согласовать внутри коллектива общие для преподавания всех предметов технологии (методы, приёмы), подходы к оценке; выбрать разумное количество срезовых работ и проектов; разработать критерии и инструментарий оценивания.

Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?

Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:

  • Ø участие в разработке основной образовательной программы основного общего образования ОУ вместе с другими педагогами ОУ;
  • Ø изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету[1];
  • Ø реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;
  • Ø обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;
  • Ø оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
  • Ø оценка метапредметных результатов освоения программы;
  • Ø включение учащихся в процесс оценивания через самооценку и взаимооценку.
  1. Каковы основные подходы к разработке основной образовательной программы ОУ?

Основная образовательная программа (далее – ООП) основного общего образования ОУ разрабатывается школой самостоятельно на основе примерной ООП[2] с учётом особенностей образовательного учреждения и региона.

Написание программы не является функцией исключительно администрации ОУ. Локальным актом школы назначается рабочая группа учителей и других педагогических работников по разработке ООП ОУ.

В компетенции ОУ разработать:

  • Ø систему тематических планируемых результатов на основе итоговых планируемых результатов, представленных в примерной ООП,
  • Ø программу формирования планируемы результатов междисциплинарных программ, вводимых ОУ,
  • Ø описание и организацию содержания промежуточной аттестации; итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА; оценки проектной деятельности,
  • Ø инструментарий (или адаптировать) для проведения тематического, текущего контроля всех видов планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных),
  • Ø инструментарий для проведения промежуточной аттестации и итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА,
  • Ø инструментарий для итоговой оценки результатов по предметам (курсам), вводимым ОУ,
  • Ø инструментарий для проведения стартовой диагностики,
  • Ø модель проведения и инструментарий для оценки деятельности педагогов и школы в целом для организации внутришкольного контроля.

Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету?

Рабочая программа по предмету (курсу) должна иметь следующую структуру:

  1. Пояснительная записка, в которой раскрываются:
  • Ø общая характеристика учебного предмета: вклад изучения данного предмета в развитие ученика, в том числе- формирование у него универсальных учебных действий;
  • Ø цели изучения предмета;
  • Ø система планируемых результатов: личностных предметных, метапредметных;
  • Ø место предмета в учебном плане ОУ.
  1. Содержание предмета (курса).

В примерных программах по учебным предметам содержание не разбивается по классам. При разработке рабочей программы учителю необходимо проделать это самостоятельно, в соответствии с последовательностью изучения тем в выбранном УМК.

  1. Тематическое планирование.

В связи с организацией учебного процесса на деятельностной основе тематическое планирование включает в себя не только содержание, но и характеристику видов деятельности учащихся. Рекомендуется оформлять этот раздел в виде таблицы:

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Тема 1. Название темы. (кол-во часов)

Содержание (перечисление дидактических единиц)

  1. Рекомендации по оснащению учебного процесса должны содержать общее описание учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета:
  • Ø учебники и учебные пособия, дополнительная литература;
  • Ø дидактические материалы;
  • Ø цифровые образовательные ресурсы;
  • Ø материально-техническое оснащение: технические средства обучения, приборы и материалы и проч..

Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику?

В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности  указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.

Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  • Ø оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);
  • Ø особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы;
  • Ø для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;
  • Ø в новые УМК по предмету будут включены новые типы заданий: учебно-практические и учебно-познавательные, проверяющие в том числе сформированность УУД школьников.
  • В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?

Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.

Стандарт 2004 г., как и предыдущие аналогичные документы, предусматривал контроль исключительно предметных результатов. Объектом контроля являлось содержание обязательного минимума. При этом подразумевалось, что контролируются только знания и умения учащихся.

ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:

  • Ø оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;
  • Ø в ходе оценки главный акцент делается на оценивание способности к решению разного рода задач, т.е. диагностируется зона ближайшего развития школьника;
  • Ø большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный этап;
  • Ø в рамках итоговой аттестации будет проходить защита индивидуального проекта. Поэтому каждый учитель должен освоить технологию проектной деятельности, а также регулярно в рамках изучения предмета организовывать выполнение и защиту проектов разных типов.
  • Ø на основании оценки достижения все видов планируемых результатов будут оцениваться не только учащиеся, но и педагоги, школа, а также система образования в целом.


[1] См. ответ на вопрос №4

[2] М.: «Просвещение», 2011


начальника департамента образования - А.А. Даниляк

Приём по личным вопросам: понедельник с 15.00 до 17.00 по адресу: г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.205

vsemonit

socsf

stupeni

Это важно

trzaoo s

С 17 октября 2011 года Минобрнауки России совместно с ООО "Всероссийское педагогическое собрание" организует телефонную "горячую линию" для граждан Российской Федерации по вопросам выплаты заработной платы учителям общеобразовательных учреждений по телефону:

8 (499) 152-67-61

Также свои вопросы Вы можете задать по телефону региональной “горячей линии” -

8 (800) 300-00-80

(звонок бесплатный)

 

gia 

histrf

vday anim

ukaz2

smps

ouprs

dpiszs

dtd ani

Независимая оценка качества образования

В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях в департаменте образования Ямало-Ненецком автономного округа продолжает работу региональная «горячая линия»:

8 (800) 300-00-80

(звонок бесплатный)